BYD: история компании, технологии и победа над Tesla

BYD Song Plus DM-i: лидер продаж в Китае 2025 года
В первом квартале 2025 года кроссовер BYD Song Plus DM-i стал лидером продаж на китайском рынке, обойдя предыдущего фаворита 2024 года — Tesla Model Y. Этот результат подтверждает продолжающийся рост популярности гибридных моделей BYD, которые сочетают в себе доступность, экономичность и современные технологии. По данным аналитиков, Song Plus DM-i привлек покупателей благодаря своей конкурентоспособной цене, впечатляющему запасу хода и поддержке со стороны государственных программ, стимулирующих покупку автомобилей на новых источниках энергии (NEV).
Успех модели стал очередным доказательством лидерства BYD на внутреннем рынке, где компания уже несколько лет удерживает значительную долю в сегменте электромобилей и подключаемых гибридов. Tesla Model Y, несмотря на сильные позиции в 2024 году, уступила первенство из-за более высокой стоимости и усиления конкуренции со стороны местных производителей.
Запас хода на электротяге до 110 км (NEDC) и общая дальность более 1000 км, расход топлива всего 4,4 л/100 км, а также стартовая цена от 154 800 юаней (около 21 500 долларов США) делают эту модель идеальной для широкой аудитории.
История создания бренда BYD
BYD (Build Your Dreams, что переводится как «Построй свои мечты») была основана в 1995 году Ван Чуаньфу в Шэньчжэне, Китай. Изначально компания специализировалась на производстве аккумуляторных батарей для электроники, таких как мобильные телефоны Motorola и Nokia. Ван, имеющий образование в области химии и материаловедения, увидел потенциал в разработке более дешевых и эффективных батарей, используя ручной труд и обратный инжиниринг продукции конкурентов, таких как Sony и Sanyo. К 2002 году BYD стала крупнейшим производителем аккумуляторов в Китае и вышла на Гонконгскую фондовую биржу.
Переход в автомобильную индустрию произошел в 2003 году, когда BYD приобрела убыточный автозавод Qinchuan Automobile в Сиане, переименовав его в BYD Auto. Первой моделью стал Flyer, основанный на технологиях Suzuki Alto. Несмотря на скромное начало и репутацию производителя дешевых копий (например, модель F3 напоминала Toyota Corolla), компания быстро наращивала объемы производства. В 2008 году BYD представила F3DM — один из первых серийных подключаемых гибридов, а в 2010 году выпустила полностью электрический e6. Важным моментом стало привлечение инвестиций от Уоррена Баффета, который в 2008 году приобрел 10% акций компании за 230 миллионов долларов, что повысило ее глобальный авторитет.
Ключевым поворотом в развитии стало наем в 2016 году дизайнера Вольфганга Эггера (ранее работавшего в Audi), который преобразил внешний вид автомобилей BYD, сделав их более современными и конкурентоспособными. Также компания разработала инновационные батареи Blade на основе литий-железо-фосфата, которые дешевле и эффективнее традиционных решений. К 2023 году BYD обогнала Tesla по мировым продажам электромобилей, став лидером в этой сфере.
Технологии и преимущества BYD
BYD обладает рядом конкурентных преимуществ, которые обеспечили ей успех на рынке. Компания делает ставку на инновации и доступность, что позволяет ей опережать конкурентов, включая Tesla, в ключевых сегментах.
2. Доступные батареи Blade: Использование литий-железо-фосфатных батарей позволяет предлагать бюджетные электромобили, такие как Seagull, стоимостью менее 11 тысяч долларов.
3. Государственная поддержка: Субсидии на сумму 2,6 миллиарда долларов с 2008 по 2022 год и льготные условия для таксопарков стимулируют продажи в Китае.
4. Широкий модельный ряд: От бюджетных электрокаров до гибридов и коммерческой техники (автобусы, грузовики) — BYD охватывает все сегменты рынка.
Популярные модели BYD

BYD Song Plus DM-i
Лидер продаж 2025 года с гибридной системой DM-i и запасом хода более 1000 км.

BYD Han EV
Флагманский электроседан с премиальным дизайном и передовыми технологиями.

BYD Tang DM-p
Семейный кроссовер с гибридной системой и просторным салоном.
Продажи BYD в разных странах
BYD активно расширяет свое присутствие на международной арене. В Китае, крупнейшем автомобильном рынке мира, компания занимает лидирующие позиции, продавая более 80% своих автомобилей и стремясь обойти Volkswagen Group. В 2023 году BYD реализовала 3,02 миллиона машин, из них 242,765 единиц были экспортированы, что на 334,2% больше, чем в предыдущем году. География продаж охватывает более 70 стран на шести континентах.
В Европе BYD наращивает экспорт, отправляя электромобили на судах, таких как BYD Explorer No. 1, который доставил 5 тысяч машин в Нидерланды в начале 2024 года. Однако успех в ЕС вызвал обеспокоенность, что привело к расследованию Евросоюза о субсидиях со стороны Китая, которые могут привести к введению пошлин. В США BYD не продает легковые автомобили из-за высоких тарифов, введенных при администрации Трампа, но поставляет электрические автобусы. Компания также строит сборочные линии в Бразилии, Венгрии, Узбекистане, Таиланде, а в ближайшее время планирует открыть заводы в Индонезии и Мексике. В России BYD присутствует с 2007 года, поставляя модели, такие как F3 и S6, хотя полномасштабное освоение рынка пока ограничено.
Экспорт вырос на 334,2% в 2023 году, а новые заводы в Бразилии, Венгрии и других странах помогают BYD обходить торговые барьеры и наращивать присутствие на мировом рынке.
Планы развития BYD на 2025–2030 годы
Хотя точные планы BYD на 2025–2030 годы в доступных источниках не детализированы, можно выделить ключевые направления на основе текущих заявлений и амбиций компании. Ван Чуаньфу еще в нулевых годах ставил цель сделать BYD крупнейшим автопроизводителем в мире к 2025 году. Хотя этого пока не удалось достичь, компания продолжает двигаться в этом направлении. В ближайшие годы BYD намерена укрепить лидерство в сегменте электромобилей, расширяя производство за пределами Китая.
Кроме того, BYD инвестирует в технологии: в 2024 году было объявлено о выделении 14 миллиардов долларов на разработку систем помощи водителю, что указывает на интерес к автономному вождению. Компания также планирует развивать производство коммерческой техники, включая электробусы и грузовики, которые уже используются во многих странах. Учитывая текущий рост экспорта и строительство крупнейших в мире судов для перевозки автомобилей, можно ожидать, что к 2030 году BYD значительно увеличит долю на рынках Европы, Латинской Америки и Азии. В Китае компания, вероятно, продолжит ценовую конкуренцию с Tesla и другими производителями, поддерживая доступность своих моделей.
Инвестиции в автономное вождение (14 миллиардов долларов в 2024 году), расширение производства за рубежом и развитие коммерческой техники обещают укрепить позиции компании к 2030 году.
Новые и с пробегом из Китая
Растаможка под ключ
Организуем логистику до Минска
Полное юридическое сопровождение